Архивы по рубрикам: Места

  • 0

Что можно увидеть в этнокомплексе «Украинское село» ?

Последние десятилетия отличаются всплеском интереса людей к своим корням, к обычаям и быту своих пращуров. Эту потребность и тягу узнать, как жили наши прапрадеды очень умело и креативно удовлетворяют создатели замечательного этнокомплекса «Украинское село», который расположен неподалеку от Киева, всего в двадцати минутах езды от столицы.

Что можно увидеть в этномузее ?

Музей, раскинувшийся под открытым небом, можно условно разделить на несколько зон. Одна из них посвящена православию. Именно с возведения храма было заложено начало этнокомплекса. Освящен он в память святого великомученика Дмитрия Солунского. Действующая деревянная церковь выглядит небольшой, но когда переступаешь ее порог, то изумляешься, ибо она оказывается просторной и достаточно высокой. Сверкает позолотой иконостас, из кленовой древесины выполнены оклады икон. Церковь выглядит нарядно и торжественно. Здесь же на территории музея находится грот, где можно увидеть уникальную икону Божьей Матери, которая выложена мозаикой.

Еще одна часть комплекса содержит экспозицию под открытым небом, где собраны жилые хаты и постройки хозяйственного назначения, характерные для шести регионов Украины. Их можно осмотреть снаружи, в них можно побывать внутри, и своими глазами увидеть интерьеры крестьянских жилищ XIX века, утварь, предметы быта. В музее представлены аутентичные хаты Гуцульщины, строения, датированные 20-ми годами XIX столетия и привезенные из села Ерки Миргородского района, который относится к Средней Наднепрянщине. Недалеко приютились полесские хаты из села Дедковичи Коростенского района, они моложе и относятся уже к 80-ым годам. В каждой хате красный угол с иконами, они как встарь украшены вышитыми рушниками. На полах самотканые коврики, на полках – посуда, созданная умелыми руками гончаров.
Из южного региона страны доставлена глинобитная хата. Стены этой удивительной постройки понизу достигают ширины порядка метра, что создает благоприятный микроклимат в помещении. Умели наши предки сотворить прекрасные условия и атмосферу в жилище без кондиционеров.

Создатели музея проехали немало километров по разным регионам страны в поисках типичных построек. Найденные экземпляры строений бережно разбирались, привозились на территорию комплекса и складывались, отстраивались заново, обретая новую жизнь под сводами музея. Практически все строения накрыты новой крышей, за исключением одного под черепичной кровлей, которая осталась подлинной. Помимо жилых изб собраны аутентичные хозяйственные постройки. Это клуня для молотьбы и хранения хлеба, курятники, шопа, то есть сарайчик или небольшой навес для сбережения сена.
В этнокомплексе можно увидеть хлебопекарню и гончарную мастерскую, кузницу и гуральню, то есть винокурню.

Музей полон жизни

Этнокомплекс – это не безмолвные постройки, это еще и маленький зоопарк, где содержатся домашние животные. Поэтому хрюканье, бекание и ржание дополняет и создает полную атмосферу украинского села прошлого. К тому же зверушек можно покормить, приобретя необходимый корм тут же на территории музея. Сколько радости от этого получает детвора, которая выросла в мегаполисе и может увидеть поросят или жеребят только в зоопарке!
В парке-музее регулярно проходят различные этнофестивали и праздники, выставки современных мастеров-ремесленников и рукодельниц. Не обходится и без мастер-классов. В кузне можно попробовать свои силы, взяв в руки кузнечный молот, у гончарного круга соорудить глечик. Но особой популярностью пользуется мастер-класс по самогоноварению.

Многочисленные гости могут воспользоваться уютным номером в отеле или колыбе и приобрести на память поделку в сувенирном магазине.


  • 0

Михайловский собор в Киеве

Первое упоминание о Михайловском Златоверхом соборе встречается в летописи, говорящей о том как внук Ярослава Мудрого, князь Святополк Изяславич заложил около Дмитриевского монастыря и церкви Святого Петра новый каменный храм. Так, 11 июля 1108 года был заложен храм святого архистрига Михаила. Златоверхим этот храм назвали тогда потому, что в тот момент, это была единственная церковь в городе с золоченым куполом. Внутреннее помещение церкви было отделано мрамором и мозаикой, тут же стояли драгоценные иконы. Основной святыней этой церкви стали мощи святой великомученицы Варвары, которые были переданы сюда в 1103 году из Константинополя. Однако в годы Советской власти этот храм подвергся уничтожению и не за долго до этого, они были переданы во Владимирский собор, где и находятся по сей день. Сам же основатель этой церкви умер в 1114 году и был похоронен в своем детище.

История Михайловского собора очень трагична, поскольку за всю свою историю он много раз разрушался и снова восставал из разрушения. Первый раз он был разрушен и разграблен в 1240 году, когда было нашествие орд хана Батыя.

С течением времени, Михайловский монастырь постоянно расширялся и самые крупные расширения произошли в течении 17-18 веков. Ощутимый вклад в это дело внесли украинские гетманы. Так, например, Богдан Хмельницкий за свои средства произвел обновление позолоты на центральном куполе храма. Гетман Скоропадский помог обустроить иконостас. Гетман Иван Мазепа предоставил для монастыря серебряный ларец для мощей святой Варвары и паникадило.

Расширение этого монастыря происходило не только за счет дарений от гетманов, но и за собственные средства. Так, монастырь приобрел значительную часть владений на Левобережной Украине.

Храм очень много раз перестраивался, в результате чего у него появилось дополнительное количество куполов. Большую известность имеют фрески и мозаики расположенные в Михайловском Златоверхом соборе. Современные искусствоведы называют их мерцающими и относят их к творениям легендарного мастера фресок инока Алимпия, монаха Киево-Печерского монастыря.

Когда в Украину пришла Советская власть, началось разграбление всего монастыря. Многое из его утвари безвозвратно исчезло. Однако часть фресок удалось спасти ученым. В 1937 году Михайловский собор был взорван.

Лишь в конце 20 века началось его восстановление, к которому были подключены лучшие архитекторы, художники, историки, инженеры, конструкторы, скульпторы и резчики по дереву. В 2008 году, в полностью отстроенный Михайловский собор вернулись фрески и мозаики. Сегодня на его территории находится духовная школа УПЦ КП и проводятся экскурсии.


  • 0

Национальный академический театр оперы и балета Украины им. Тараса Шевченко

Этот театр располагается на пересечении двух центральных улиц Киева: улиц Владимирской и Богдана Хмельницкого. Это здание 19 века, в котором расположился театр, находится поблизости от Золотых ворот и Софийского Собора.

Перед тем как появилось это здание театра, вначале произошло грустное событие. В 1896 году, в старом здании городского театра начался пожар, который за непродолжительное время полностью уничтожил здание построенное в 1856 году архитектором И. Штормом.

Творческая интеллигенция Киева сразу же поставила вопрос о строительстве нового здания театра перед городскими властями. В итоге был организован конкурс на создание лучшего проекта оперного театра. Из всех участников конкурса, в котором принимали участие лучшие архитекторы Украины, России, Франции, Германии и Италии, был выбран русский архитектор Виктор Шретер. И в 1898 году силами 300 рабочих было начато строительство нового здания по его проекту. Но случилась трагедия, и архитектор умер за несколько месяцев до окончания строитльства, поэтому оно было закончено уже без него.

Однако его проект оказался действительно стоящим. Новое здание театра обладало самой большой сценой в тогдашней России. Само здание было выполнено в модном тогда стиле неоренесанса и оно удачно вписывалось в окружающий его архитектурный пейзаж. Все помещения театра были оснащены системами парового отопления, тут даже воздух подвергался кондиционированию. Все сценическое оборудование было самым современным.

С началом Октябрьской революции театр подвергся национализации и был переименован в 1919 году в Государственный оперный театр им. К. Либкнехта. В 1926 году его опять переименовали в Киевский государственный академический украинский оперный театр. Когда в 1934 году Киеву был присвоен статус столицы Украинской социалистической республики, театр снова был переименован в Академический театр оперы и балета УССР, а имя Тараса Шевченко ему присвоили через 5 лет.

За 80 эксплуатирования, здание не разу не подвергалось капитальному ремонту. Все конструкции театра пришли в упадок, да и внешний вид его стал просто ужасен. Такое положение вещей продолжалось до тех пор, пока не было решено провести первую реконструкцию, которая и была проведена в период с 1984 года по 1987 год.

Хотя уже много лет прошло с тех пор, но здание этого театра до сих пор восхищает своей красотой. Советская власть не пожалела тогда средств и оснастила театр очень роскошным интерьером. На данный момент в театре работает оперная и балетная труппа, а так же есть свой симфонический оркестр.


  • 0

Аскольдова могила

На правом берегу Днепра, недалеко от Липок. Находится Аскольдова могила. Согласно древнему преданию, в 882 году новгородский князь Олег заманил сюда Дира и Аскольда, которые на тот момент были князьями Киева. Там он их и убил, якобы по причине «неблагородного происхождения» (они не принадлежали к роду Рюриков). После этого князь Олег сам взошел на престол Киева , пообещав при этом, что Киев станет теперь матерью городов Русских.

О самом Аскольде существует две версии его возникновения в Киеве. По одной его призвали на престол сами киевляне, а по другой известно, что он и Дир сами захватили киевский престол.

Легенда об Аскольде гласит, что Аскольда похоронили на том же месте где его и убили и с тех пор оно называется Аскольдова могила. Что же касается князя Олега, то он смог оправдать возложенные на себя обязательства. Он смог объединить разрозненные княжества в большое и единое княжество с центром в Киеве. впоследствии, он смог одолеть византийский Царьград и поместил на него свой щит. Об этом когда-то написал А.С.Пушкин в «Песне о вещем Олеге».

Сказания так же гласят, что на этом же месте в 10 веке, княгиня Ольга приказала построить церковь Николая Чудотворца (Николай – христианское имя Аскольд). В последствии ее сын Святослав разрушил эту церковь и лишь спустя 19 лет ее заново отстроил князь Владимир. В 1036 году на этом месте был основан женский монастырь. В его подвале находится каменный саркофаг – могила Аскольда.

Вокруг старой Никольской церкви, в 1715 году образовалось монастырское кладбище, а чуть позже оно стало городским. В начале 19 века, А.И. Меленский разработал проект каменной церкви, которой впоследствии и была заменена старая деревянная. На кладбище которое здесь все так же и оставалось, с 1845 года разрешалось хоронить только самых состоятельных и известных киевлян, а с 1871 опять разрешили свободное захоронение.

После Октябрьской революции кладбище было закрыто, а чуть позже началось его разорение. Памятники были разрушены или отправлены на переплавку. С 1934 года, Киевсовет постановляет превратить некрополь Аскольдова могила в парк. На тот момент это кладбище насчитывало окло 2 000 захоронений, здесь были такие памятники и склепы, которые представляли историческую ценность. В результате часть могил была сравнена с землей, а часть перенесена на другие кладбища Киева. Церковь Николая Чудотворца была переделана под павильон и над ней вскоре построили колоннаду.

В конце прошлого века, эта церковь была реставрирована и теперь ей практически возвращен прежний исторический вид.


  • 0

Памятник Богдану Хмельницкому

Этот памятник, можно без преувеличения назвать символом Киева. Он был установлен когда-то в честь великого украинского гетмана Богдана Хмельницкого, выдающегося государственного и политического деятеля в числе многочисленных заслуг которого можно назвать борьбу с Речью Посполитой и создание союза между Украиной и Московией.

Идея об установке такого памятника возникла в середине 19 века. Тогда украинские деятели культуры долго решали где установить этот памятник: в Киеве или Переяславле. Кто именно решил построить его именно в Киеве теперь уже неизвестно.

Первый разработанный проект памятника был очень грандиозным. Планировалось кроме скульптуры самого гетмана, сделать целую скульптурную группу с изображением большого количества элементов. Скульптор Михаил Мекешин хотел чтобы монумент отличался резкостью: гетман на лошади должен был сталкивать с обрыва еврея-арендатора, шляхтича и иезуита. А возле скалы слушать песню кобзаря должны были великоросс, белоросс, червоноросс и малоросс. Средства на это строительство собирались взять благодаря благотворительной подписке. Однако средства таким путем поступали очень плохо и в итоге, проект получился гораздо более скромным. В итоге  создание сайтов многие элементы из первого проекта были убраны.

На возведение этого монумента морское ведомство пожертвовало 25.6 тонн старой корабельной меди. К 1877 году уже смогли изготовить гипсовую модель этого монумента. В 1879 году, на литейно-механическом заводе Берда в Санкт-Петербурге уже была отлита из бронзы вся композиция. В этом процессе принимали участие скульпторы Артемий Лаврентьевич Обер и Пий Адамович Велионский.

После долгих споров было решено установить композицию на Софийской площади, но вдруг Санкт-Петербург запретил это делать. Это было сделано из политических и религиозных соображений поскольку куда бы не развернули статую самого гетмана, она то грозила булавой в сторону Польши, то в сторону находившихся здесь храмов. К тому же, статуя закрыла бы собой великолепные виды, что и смутило киевское духовенство. Поэтому какое-то время монумент простоял на Бессарабской площади.

После долгих споров и собирания средств на постамент, 11 июля 1888 года монумент был окончательно установлен, как раз в день празднования 900-я Крещения Руси. Внешне, памятник производит очень сильное впечатление своей динамичностью. К тому же поражает прямо таки портретное сходство с самим героем и даже деталями его одежды. Благодаря тому, что сам монумент не очень высок, каждый человек может рассмотреть все детали на этой композиции.